Социально-психологическое тестирование

Ежегодно во всех образовательных организациях Российской Федерации проводится социально-психологическое тестирование, основными задачами которого являются:

выявление у обучающихся психологических факторов риска с целью их последующей психологической коррекции;

организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление ПАВ;

формирование контингента обучающихся, направляемых на профилактические медицинские осмотры.

Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2021 года № 784 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования".

Процедура социально-психологического тестирования – это классический опрос. Учащиеся отвечают на вопросы теста в онлайн режиме, в компьютерном классе своей образовательной организации.

В ходе тестирования каждый обучающийся, заполняет анонимную анкету в режиме он-лайн, доступ к ней осуществляется по индивидуальному паролю, который сообщает сопровождающий процедуру психолог.

Единая методика социально-психологического тестирования разработана специалистами Московского Центра защиты прав и интересов детей и предназначена для установления индивидуально-психологических особенностей школьников.

Методика направлена на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение. Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента. Она фиксирует качества, регулирующие взаимоотношения личности и социума, такие как потребность в одобрении, подверженность влиянию группы, принятие негативных установок социума, социальную активность, принятие одноклассниками. А также некоторые индивидуальные особенности поведения: склонность к риску (опасности), импульсивность, тревожность, самоконтроль поведения и т.д.

Тестирование проводится только с теми обучающимися, которые подписали соответствующее информированное согласие. Если обучающемуся менее 15 лет, такое согласие дают родители.

Информация по каждому обучающемуся, используется в индивидуальной коррекционно-профилактической работе педагогом-психологом организации, с обязательным соблюдением конфиденциальности полученных данных.

Результаты имеют достаточную степень валидности, однако ни один вид психологической диагностики со 100% вероятностью не скажет употребляет ли подросток психоактивные вещества или нет. Кроме того, результаты отражают непосредственное эмоциональное состояние респондента, которое также может не вполне отражать реальную картину. Именно поэтому для получения более точных результатов необходима дополнительная диагностика той группы подростков, которые попали в группу риска по результатам теста.

Методика выявляет тех подростков, на которых следует обратить внимание, провести соответствующую профилактическую деятельность, предпринять комплекс психологических, коррекционных, воспитательных, педагогических мер по предотвращению их вовлечения в зависимое поведение.

Плохой результат, когда зависимость становится неожиданностью, это говорит о нарушении коммуникации в семье.

Каждый родитель должен хорошо понимать, что воспитывает детей своим примером, и если родитель имеет достаточное количество вредных привычек, он эмоционально не сдержан в общении с окружающими и в своей семье, то результат диагностики будет очевидным.

Вся информация о результатах тестирования доступна педагогу-психологу образовательной организации, который в обязательном порядке обеспечивает ее конфиденциальность.

Родители могут получить обобщенную информацию о ситуации в классе на собрании, вопросы также можно задать психологу школы на индивидуальной консультации.

Каждый обучающийся может обратиться за подробной информацией о результатах тестирования к психологу школы.

В случаях выявления школьников с высокой вероятностью вовлечения в зависимое поведение, для более точного понимания ситуации психологам рекомендуется подробно изучить результаты тестирования, провести дополнительную диагностику и в случае подтверждения негативных установок – провести индивидуальные консультации с подростками и их родителями. Все эти мероприятия осуществляются исключительно на добровольной основе, без привлечения третьих лиц (директора, кл. руководителя и т.д.)

Важно понимать, что СПТ носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать подростков от первых «экспериментов» с психоактивными веществами, выявить те черты характера, которые в дальнейшем могут привести к формированию зависимого поведения.

Это инструмент так называемой первичной профилактики, часть большой комплексной, системной работы по формированию привития навыков здорового образа жизни у подростков. В данной работе принимают участие не только школьные психологи, но социальные педагоги, классные руководители, медики, активисты волонтерских движений и т.д.

Сделано с в ООО "Проводник"